Библиографический обзор к 105 - летию со дня рождения Аркадия Григорьевича Адамова
Арка́дий Григо́рьевич Ада́мов (при рождении Гибс) - русский советский писатель детективного жанра, родился 13 июля 1920 г. Сын писателя-фантаста Григория Адамова (Гибса). Окончив среднюю школу в 1937 году, поступил в Московский авиационный институт. В 1941 году, не завершив обучение, ушёл добровольцем на фронт. Красноармеец ОМСБОН, старший сержант, участвовал в Битве за Москву и других операциях Западного фронта. Был ранен, в 1943 году уволен в запас по болезни. После демобилизации учился на историческом факультете МГУ и окончил его заочно в 1948 году. Одновременно занимается литературной деятельностью, экспериментируя в различных жанрах: повесть «Шелехов на Кадьяке» (1948 г.) и сборник рассказов «По неизведанным путям» (1948 - 1950 г.г.) о путешествиях и приключениях российского исследователя, мореплавателя и купца в Русской Америке, повесть «Василий Пятов» (1952 г.).
Аркадий Адамов, увлекавшийся и фантастикой, и шпионским романом, и зарубежным детективом, задумал повесть о милиции «Дело пёстрых». В 1952 году он выходит на руководителей МУРа с пожеланием дать ему возможность изучить работу уголовного розыска и подготовить на основе собранных материалов литературные произведения, по-новому освещающие задачи и методы современной милиции. Адамов получил разрешение на получение всей необходимой информации. Комментатор книг А. Г. Адамова Евгений Рысс вспоминает: «Писатель мог ограничиться беседами со следователями, оперативными работниками и специалистами научно-технического отдела. Но может быть, А. Адамов понимал, что написать хорошую книгу после таких бесед невозможно, а может быть, просто его увлекли специфика розыскной работы, сочетание логики и риска, объективных данных науки и смелых логических построений. Так или иначе, А. Адамов, к счастью, не ограничился беседами. Он ходил на операции, участвовал в обысках и засадах, дежурил но ночам в МУРе и выезжал с оперативными группами на место преступления. Короче говоря, он знает дело не по рассказам. Он пережил, как и его герои, напряжённые часы в засаде, когда нельзя ни кашлянуть, ни закурить, ни пошевелиться. Сидел на оперативных совещаниях. Участвовал в обысках, когда точно известно, что крупный преступник скрывается здесь, в этой комнате или в этой квартире, а найти его не удаётся.»
Работа над первой повестью «Дело «пёстрых» была завершена в 1956 году. Но из редакций следовал отказ за отказом. Будни милиции считались темой, недостойной литературы, ограбленный обыватель - не герой подобающего сюжета. До него считалось дурным тоном писать об отечественных уголовных преступниках и о тех, кто их ловит. Шпионы - другое дело. Исключение составляли скандально популярные «Записки следователя» Льва Шейнина, но и Шейнин быстро переключился на «шпионскую» стезю…
Возможный читательский интерес разглядел Валентин Катаев, главный редактор «Юности». В этом журнале в 1956 году и состоялся дебют Адамова, как основателя жанра нового советского детектива. Благодаря как проявившейся в тот момент заинтересованности МВД в пропаганде положительного облика милиционера, так и успеху «Дела „пёстрых“» у читателей, в 1957-1958 годах повесть была экранизирована, став одним из первых советских кинодетективов.
Уже в «Деле «пёстрых» Адамов намекнул на существование (хотя и довольно жалкое) в СССР организованной преступности со своей иерархией, с традициями и законами. Он приоткрывал завесу над этим сумрачным миром – и здесь проскальзывал дух тайны, обеспечивший читательский интерес. На милицейскую прозу сразу накинулась критика, ставя детектив в жёсткие жанровые рамки и с некоторым пренебрежением говоря о популярных повестях Адамова и Брянцева. Основным персонажем книг Адамова сначала являлся сотрудник МУРа Сергей Коршунов, а в поздних произведениях - ученик Коршунова Виталий Лосев. Адамов - автор документальных записок «Мой любимый жанр - детектив» и ряда исследований по зарубежной детективной литературе.
В повести «Чёрная моль», которая тоже вышла на широких страницах «Юности», снова действует Сергей Коршунов, снова подаёт пример профессионализма полковник Зотов (впрочем, в «Деле «пёстрых» он был ещё майором). Коршунов даже попадает в двусмысленную ситуацию, когда преступники обманом, через жену, одаривают его меховой шапкой. Воры готовы шантажировать милиционера, а другого, менее стойкого товарища превращают в своего соглядатая. Он слишком болтлив, этот лейтенант Миша Козин - тип «плохого милиционера»: «На работу в милицию Козин пошел охотно еще и потому, что ему очень уж нравилась роль «представителя власти», приятно было ощущать на поясе пистолет, распоряжаться, допрашивать и в какой-то мере даже влиять на судьбы людей. В «Чёрной моли» читатель окунался в мир комсомольских патрулей, подпольного мехового ателье «Элегант», выстрелов и погонь. В более поздних романах Адамова намёки на могущественный преступный мир становятся более явными. В особенности это характерно для пяти книг об инспекторе Лосеве - любимом сквозном герое писателя.
После «Моли» вышли «Последний бизнес» (1961), «След лисицы» (1965), «Стая» (1966). Лосев и Откаленко - лёд и пламень, они подружились «по контрасту», иначе автору сложнее было бы избежать монотонности. Лосев - франт, весьма и весьма современный молодой человек, принимающий веяния моды. Заботится о стерильной чистоте воротников, тщательно подбирает галстуки в тон к рубашке и пиджаку. Игорь Откаленко, напротив, суховат и саркастичен, ходит в тёмной, наглухо застёгнутой рубашке. Он человек серьёзный и семейный, умеет терпеливо и дотошно разбираться в бумажках - во всяческой бухгалтерии и бюрократии. Лосеву такие материи быстро наскучивают. «Неспешный взгляд Откаленко обнаруживал многое такое, что Виталий в бурливой своей поспешности неизменно упускал». Зато контактный Лосев, как Мегрэ, умел находить «ключики» к людским душам, используя обаяние и живую любознательность. Он любит и умеет рисковать, внедряться в банды, преследовать, драться. Игрок Лосев и логик Откаленко - два типажа советской милиции семидесятых.
Вскрывая «гнойники жизни», Адамов стремился открывать читателям ранее неизвестные области криминального мира - и очень гордился, если удавалось пробивать цензурные стены: «В повести «Со многими неизвестными» речь идет о наркоманах, и на нее был наложен запрет. Пришлось биться несколько месяцев. А потом вышел «Угол белой стены», где наркомания была уже сюжетной линией». В романе «Злым ветром», написанном от имени инспектора Лосева, охранникам правопорядка противостоит некий господин Зурих - любопытный тип советского воротилы. Он пытается стратегически руководить целой группой расхитителей соцсобственности. Эти снабженцы, торговцы, скупщики золота живут в разных городах Советского Союза, но пытаются действовать согласованно. К их услугам - воры и грабители, готовые пойти на убийство. Такая информация о теневых сторонах советской жизни была сенсационной.
Есть в книгах о Лосеве и перекочевавший из многочисленных чекистских повестей мудрый майор милиции Цветков, которого инспектора между собой по-свойски кличут Кузьмичом.
Адамов издал около 30 своих произведений. В 1977 году был удостоен премии Всесоюзного литературного конкурса Министерства внутренних дел СССР, Союза писателей СССР и Госкомиздата СССР, посвящённого 60-летию советской милиции. Трилогия «Инспектор Лосев» награждена Золотой медалью Литературной премии имени Героя Советского Союза Николая Кузнецова за лучшее героико-приключенческое произведение 1981 года, учреждённой СП РСФСР. Адамов был членом Союза писателей СССР с 1957 года, членом редакционной коллегии журнала «Советская милиция».Похоронен на Новом Донском кладбище рядом с родственниками и женой.
Семья писателя:
Жена - Ирина Львовна Адамова (урождённая Пеньковская, 1924 - 2020), дочь поэта Льва Пеньковского. Сыновья - Юрий (1947 - 2015), прозаик; Евгений (род. 1957), художник.
Список произведений
Шелехов на Кадьяке (повесть, 1948)
По неизведанным путям (рассказы, 1950)
Василий Пятов (повесть, 1952)
Дело «пёстрых» (повесть, 1956). Экранизирована в 1958 году.
Чёрная моль (повесть, 1958).
Последний бизнес (повесть, 1961)
Личный досмотр (повесть, 1963)
«След лисицы» (повесть) (1965)
Стая (повесть, 1966)
Со многими неизвестными (повесть, 1968)
Круги по воде (повесть, 1970)
Угол белой стены (повесть, 1970)
Злым ветром (роман, 1975). Экранизирован в 1982 году.
Петля (роман, 1975). Экранизирован в 1983
Час ночи (повесть, 1976)
Мой любимый жанр — детектив (1980)
Вечерний круг (повесть, 1981)
На свободное место (роман, 1982)
Идёт розыск (роман, 1985)
Болотная трава (повесть, 1986)
Награды:
Орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985)
Орден Отечественной войны 2-й степени
Орден Дружбы народов (11.07.1980)
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За оборону Москвы»