Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Главная » 2022 » Сентябрь » 20 » Королева детектива - Агата Кристи
16:54
Королева детектива - Агата Кристи

                                      

 

       Обзор – рассказ к 130 летию со дня рождения

   Королевы детектива - Агаты Кристи

Агата Кристи – английская писательница, прозаик и драматург, создательница Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Работы автора до сих пор расходятся миллионными тиражами, ее книги стали третьими по популярности после Библии и произведений Шекспира. Ей удалось изменить представления о детективном жанре и стать одной из самых известных писательниц в мире.

Родилась Агата Кристи 15 сентября 1890 года. Родным городом будущей писательницы стал Торки (английское графство Девон). При рождении девочка получила имя Агата Мэри Кларисса Миллер. Родители Агаты – зажиточные переселенцы из Соединенных Штатов. Кроме Агаты, в семье было еще двое детей – старшие сестра Маргарет Фрерри и брат Луис Монтан. Детские годы будущая писательница провела в поместье Эшфилд. Ходить в школу Агате не было нужды, изначально образованием девочки занималась мать, а потом гувернантка. В те времена девочек в основном готовили к замужней жизни, обучая манерам, рукоделию, танцам. Дома Агата получила музыкальное образование и, если бы не страх перед сценой, наверняка посвятила бы жизнь музыке. С детства младшая дочь Миллеров была застенчивой, отличалась от брата и сестры спокойным характером. По сравнению с братом и сестрой родители считали её не слишком сообразительной. Агата не блистала в учёбе, часто делала орфографические ошибки (проблемы с грамотностью у писательницы остались на всю жизнь), но главное – она была чрезвычайно застенчивой: не умела разговаривать с незнакомцами, стеснялась выступать перед публикой с музыкальными номерами и вообще сторонилась людей, предпочитая проводить время в одиночестве. Однако внешняя вялость и нелюдимость уравновешивались необыкновенно интенсивной внутренней жизнью, которой жила будущая писательница. Она с 4 лет читала книги, обожала истории, которые рассказывали путешествующие родственники, и постоянно что-то воображала.

В 16-летнем возрасте Агату отправили в парижский пансион. Там девушка училась без особого рвения к наукам, постоянно скучала по дому. Главными «достижениями» Агаты стали два десятка грамматических ошибок в диктанте и падение в обморок перед выступлением на школьном концерте. Затем два года Агата обучалась в другом пансионе, после чего вернулась домой совершенно другим человеком – из несообразительной стеснительной девчонки будущая знаменитость превратилась в привлекательную блондинку с длинными волосами и томными голубыми глазами.

Первую мировую войну Агата встретила медсестрой. Она работала в госпитале и всерьёз увлеклась медициной. Позднее писательница вспоминала о медицинской профессии как об «одной из самых полезных профессий, которой может заниматься человек». Особенно сильно Агата интересовалась фармакологией. Какое-то время она даже работала в аптеке фармацевтом, что нашло отражение и в писательской деятельности: исследователи подсчитали, что 83 преступления, описанные в произведениях Агаты Кристи, были совершены при помощи отравления.

Начало Первой мировой совпало с первым замужеством Агаты. Зимой 1914 года она стала женой полковника Арчибальда Кристи, с которым за несколько лет до этого познакомилась на одном из светских вечеров. В статусе замужней дамы Агата Кристи и начала свою писательскую карьеру. Предполагается, что на мысль о творчестве натолкнула родная сестра писательницы, которая к тому времени уже добилась некоторых успехов на литературном поприще. Первый детективный роман «Таинственное происшествие в Стайлз» Агата Кристи создала еще в 1915 году. На основе приобретенных знаний, а также знакомства с бельгийскими беженцами писательница выводит ключевой образ романа – сыщика-бельгийца Эркюля Пуаро.

Действие дебютного романа Агаты Кристи происходит в годы Первой мировой войны в одном из поместий английского графства Эссекс. Война, конечно, остаётся на периферии произведения Кристи, но с ней связан один из главных образов писательницы – сыщик Эркюль Пуаро – немолодой бельгийский эмигрант, на родине работавший полицейским. Первый роман опубликовали в 1920 году: до этого книгу не менее пяти раз отвергали в издательствах. Дебютная книга Агаты вышла тиражом 2000 экземпляров и принесла автору 25 фунтов стерлингов.

Имя «Эркюль» – транскрипция имени «Геркулес» во французском языке. Но в отличие от героя античных мифов, Пуаро совершает свои подвиги силой разума. Его секрет – в сочетании острой наблюдательности, совершенной памяти и глубокого аналитического ума. С их помощью детективу удаётся из немногочисленных улик и разрозненных показаний восстановить целостную картину событий, предшествовавших преступлению. А благодаря отличному знанию человеческой психологии Пуаро выходит на след того, кто  является убийцей.

Пуаро был придуман Агатой Кристи уже очень зрелым человеком. Хотя сама писательница никогда не указывала его точный возраст, из текста первого же романа следует, что детективу около 50 лет. Учитывая, что впоследствии Пуаро стал героем 33 романов, 51 рассказа и одной пьесы, он прожил очень долгую и насыщенную жизнь. Ведь действие в романах Кристи, как правило, происходит в то время, когда они были написаны. Формально Пуаро должен был прожить более 100 лет, потому как умер он только в 1975 году. В своей автобиографии Агата Кристи с иронией писала: «Почему бы моему детективу не стать бельгийцем?» — подумала я. Среди беженцев можно было встретить кого угодно. Как насчет бывшего полицейского офицера? В отставке. Не слишком молодого. Какую же я ошибку совершила тогда! В результате моему сыщику теперь перевалило за сто лет».

Стоит заметить, что самой писательнице её герой надоел уже в 30-е годы. Она называла его «невыносимым» и хотела поскорее от него избавиться. В 1940 году Кристи написала роман «Занавес», где Пуаро погибает. Однако она заперла роман в сейф, не решившись его опубликовать: слишком уж полюбился бельгийский сыщик читателям. «Занавес» увидел свет только в 1975 году, незадолго до смерти самой писательницы. О популярности Эркюля Пуаро говорит тот факт, что он стал единственным вымышленным персонажем, некролог о котором был напечатан в газете «Нью-Йорк Таймс», причём на первой полосе: «6 августа 1975. Умер Эркюль Пуаро, известный бельгийский детектив». О знаменитом сыщике сняли сериал, который полюбился зрителям по всему миру.Произведения автора печатались в большом количестве в мировых журналах. Самыми яркими детективными романами Агаты Кристи считаются: «Убийство Роджера Экройда» (1926), «Убийство в Восточном экспрессе» (1934), «Смерть на Ниле» (1937), «Десять негритят» (1939), «Багдадская встреча» (1957). Среди работ позднего периода эксперты отмечают «Ночную тьму» (1968), «Вечеринку на Хэллоуин» (1969), «Врата судьбы» (1973). Режиссеры постоянно будут возвращаться к романам британки, создавая на основе книг писательницы фильмы: «Пуаро Агаты Кристи», «Убийство в Восточном экспрессе» и др.

Агата Кристи начала свою карьеру с классического детектива. Она признавалась, что училась писать у Артура Конан Дойла. Но по-настоящему прославилась, причём сначала не самым приятным образом, после выхода романа «Убийство Роджера Экройда». Этим произведением писательница совершила революцию в детективном жанре, заметно расширив его формальные возможности и границы. Всё дело в использовании приёма, который позднее литературоведы назовут «ненадёжным рассказчиком». Нельзя сказать, чтобы Кристи придумала этот приём. Исследователи находят те или иные вариации ненадёжного рассказчика даже в античной литературе, а самой Кристи превратить рассказчика в убийцу посоветовали её зять Джеймс Уоттс и один из поклонников творчества лорд Луис Маунтбеттен. Однако Агата Кристи стала первой, кто так последовательно и технически совершенно реализовал этот приём в детективном жанре, в основе которого лежит интрига. Тем самым писательница нарушила классический детективный канон – и вызвала шквал негодования читателей и критиков.

В книге детективное расследование убийства богатого фабриканта Роджера Экройда ведёт сыщик Пуаро. Ему помогает доктор Шеппард, от лица которого и ведётся повествование. В конце романа неожиданно выясняется, что убийцей является именно доктор, оказавшийся таким образом так называемым ненадёжным рассказчиком. В соответствии с традициями классического детектива читателю предоставлена возможность вычислить убийцу, однако в данном случае сделать это довольно сложно, поскольку читатель традиционно проникается доверием к рассказчику. Одной из важнейших проблем в творчестве Кристи является тема морали и возмездия преступнику за совершённое преступление. Эта тема трактуется в её произведениях различным образом, но главный принцип сводится к тому, что человек, совершивший жестокое преступление, не должен оставаться на свободе. Тем не менее Пуаро, определив убийцу, не передаёт его в руки правосудия, а предоставляет ему возможность покончить с собой.

В конце концов, новаторство Агаты Кристи было признано и критиками, и любителями детективов. Британская Независимая Ассоциация торговцев детективной литературой включила роман в сотню лучших детективов XX века, а Ассоциация писателей криминального жанра в 2013 году признало его лучшим детективным романом всех времён и народов.

В основу романа «Убийство в восточном экспрессе» легли факты из реальной жизни, её собственных впечатлений и наблюдений, а также известных ей из средств массовой информации и других источников. Она неоднократно путешествовала на роскошном поезде «Восточный экспресс», а особенно памятным стало возвращение в Англию из Турции в декабре 1931 года, сопряжённое со многими трудностями, вызванными непогодой. Ещё одним событием, повлиявшим на замысел книги, стал случай, произошедший в январе 1929 года, когда «Восточный экспресс» попал в снежную бурю и оказался заблокированным на шесть суток. Также одной из сюжетных основ романа стало знаменитое похищение в марте 1932 года ребёнка известного американского лётчика Чарльза Линдберга. Несмотря на принятые меры правоохранительных органов и общественности, после выплаты выкупа сын авиатора был найден мёртвым.

. В 1927 году в рассказах «Тринадцать загадочных случаев» и «Вечерний клуб `Вторник`» появляется мисс Марпл. Основательное знакомство читателя с этой проницательной старушкой произошло при появлении романа «Убийство в доме викария» (1930).

Мисс Марпл – ещё один сквозной персонаж романов Агаты Кристи. Спустя три года Мисс Марпл стала главной героиней романа «Убийство в доме викария». Всего Марпл присутствует в 12 романах писательницы. Мисс Марпл появилась на свет ещё более возрастным персонажем, чем Пуаро, поэтому с ней произошла схожая история – слишком уж много событий для 70-летней дамы.  

«Когда мисс Марпл родилась, ей было уже под семьдесят, что, как и в случае с Пуаро, оказалось неудобным, ибо ей предстояло еще долго жить вместе со мной. Если бы я обладала даром предвидения, я бы в самом начале придумала не по годам смышленого мальчика-детектива, который взрослел и старел бы вместе со мной», – сетовала писательница в своей автобиографии.

В отличие от Пуаро, который был профессионалом своего дела, Марпл – детектив-любитель. Но так же, как он, мисс Марпл обладает живым и острым умом, который помогает ей докопаться до истины. Богатый опыт, хорошее знание человеческой натуры, умение втереться в доверие, показавшись совершенно безопасной, и быть в курсе всего, что происходит в округе – вот то, что позволяет мисс Марпл конкурировать с профессионалами. 1940 год чуть не стал для мисс Марпл последним. Тогда Агата Кристи написала романа «Забытое убийство», в котором намеревалась попрощаться с надоевшей героиней. Но опубликовать его не смогла, ведь читатели полюбили мисс Марпл не меньше, чем Пуаро. Роман вышел в свет уже после смерти писательницы – в 1976 году.

 А зрители запомнили и полюбили сериал «Мисс Марпл». В этой экранизации образ мисс Марпл блестяще воплотила британская актриса Джоан Хиксон.

Всю свою жизнь Агата Кристи придумывала загадочные истории. Но единственной неразгаданной загадкой, которую она оставила своим поклонникам, оказалась история невыдуманная. 1926 год был очень трудным для писательницы. Сначала умерла мать, а затем муж объявил, что влюбился в другую женщину, и попросил развода. Поссорившись с ним, Агата исчезла из собственного дома. Она оставила секретарю письмо, в котором написала, что отправилась в Йоркшир. Исчезновение писательницы стало сенсацией. «The New York Times» написала о нём на первой полосе, на поиски было брошено более 1000 полицейских и огромное количество волонтёров. Обнаружили Агату лишь через 11 дней в городе Харрогит. Оказалось, что она зарегистрировалась в небольшом отеле под вымышленным именем Тереза Нил. Своё поведение Кристи никак не объясняла, а врачи диагностировали у неё амнезию, вызванную травмой головы. Машина Агаты была найдена брошенной в другом месте. Появилась версия, что писательница специально инсценировала своё исчезновение, чтобы её мужа заподозрили в убийстве. Некоторые считали, что это было рекламным трюком для повышения продаж. Что же случилось на самом деле, неизвестно до сих пор. При жизни Агата Кристи старательно избегала этого эпизода своей биографии. В 1934 году Агата издала под псевдонимом роман «Незаконченный портрет», в котором описала события, похожие на ее исчезновение. Об этом рассказывается и в фильме 1979 года «Агата», в котором роль писательницы исполнила Ванесса Редгрейв.

    Второй раз Кристи вступила в брак с археологом Максом Маллоуэном. Встреча произошла в Ираке, куда Агата отправилась путешествовать. Женщина была старше супруга на 15 лет. Позже она шутила, что для археолога возрастная жена – это даже лучше, так ее ценность возрастает. С этим мужчиной писательница прожила 45 лет.

    Агата Кристи – успешный драматург. Произведения британки стали основой для большого количества пьес и спектаклей. Особую популярность приобрели пьесы «Мышеловка» и «Свидетель обвинения». Кристи принадлежит рекорд по максимальному числу театральных постановок одного произведения. Спектакль «Мышеловка» впервые был поставлен в 1952 году и по сей день непрерывно демонстрируется на сцене.

   В творческой биографии писательницы числится более 60 романов. Большинство из них она публиковала под фамилией первого мужа. Но 6 произведений она подписала вымышленным именем – Мэри Вестмакотт. Тогда писательница не только сменила имя, но и на время оставила жанр детектива. Также она издала немалое количество рассказов, объединенных в 19 сборников. Писательница за всю свою писательскую карьеру ни разу не сделала темой своих произведений преступления сексуального характера. В отличие от современных детективных историй, в ее романах практически отсутствуют сцены насилия и лужи крови. На этот счет Агата не раз высказывалась, что, по ее мнению, подобные сцены не позволяют сосредоточиться читателю на главной теме романа. Сама писательница считает своим лучшим произведением роман «Десять негритят», написанный в 1939 году. В англоязычных странах из-за политкорректности роман издаётся под названием «И никого не стало» . Это самая продаваемая книга писательницы и, по её признанию, самая сложная в создании. Роман был экранизирован 8 раз. Входит в «100 лучших детективных романов всех времен».

Действие происходит в конце 1930-х годов на небольшом Негритянском острове  вблизи побережья Девона. 8 августа восемь абсолютно незнакомых друг с другом людей из разных слоёв общества приезжают на остров по приглашению мистера и миссис А. Н. Оним (Алек Норман Оним и Анна Нэнси Оним). Самих Онимов на острове нет, гостей встречает супружеская пара слуг — дворецкий и кухарка. На столе в гостиной стоит поднос с десятью фарфоровыми негритятами, а на стене в комнате у каждого из гостей висит детская считалка, напоминающая «Десять зелёных бутылок»

Когда гости собираются вечером в гостиной на обед, дворецкий Томас Роджерс, по оставленному ему письменному приказу Онима, ставит на граммофон пластинку под названием «Лебединая песня» и включает его. На пластинке гости слышат голос, который предъявляет им обвинения в совершённых убийствах. Гости начинают подозревать дурную шутку. Выясняется, что никто из присутствующих, включая слуг, лично не встречался с Онимами, а гости приглашены на остров под вымышленными предлогами. Судья Уоргрейв замечает, что прочитанное слитно имя А. Н. Оним звучит как АНОНИМ (то есть «неизвестный») и заявляет, что Оним, скорее всего, опасный маньяк и убийца. 

В 1943 году Агата Кристи написала по роману пьесу с изменённой концовкой, которая с успехом шла в Лондоне и на Бродвее.  Прообразом места действия является остров Бург в Южной Британии. Однако сегодня эта книга для соблюдения политкорректности продается под другим названием – «И никого не стало». Романы «Занавес» и «Забытое убийство» вышли в свет в 1975 году – они стали последними в сериях об Эркюле Пуаро и мисс Марпл.

В 1956 году писательницу наградили орденом Британской Империи, а в 1971 году за достижения Кристи удостоили звания кавалер-дамы в области литературы. Обладательницы награды также получают дворянский титул «дама», который употребляется перед именем при произношении. В 1965 году Агата Кристи дописала свою автобиографию, которую окончила следующими словами:

«Спасибо тебе, Господи, за мою хорошую жизнь и за всю ту любовь, которая была мне дарована».

Начиная с 1971 года здоровье Агаты Кристи стало ухудшаться, но она продолжала писать. Впоследствии сотрудники Университета в Торонто, исследовав манеру написания последних писем Кристи, выдвинули предположение, что писательница страдала болезнью Альцгеймера. В 1975 году, когда Агата совсем ослабла, она передала права на пьесу «Мышеловка» своему внуку Мэтью Причарду. Также он возглавляет фонд «Agatha Christie Ltd». Жизнь «королевы детективов» оборвалась 12 января 1976 года. Кристи умерла дома, в городе Уоллингфорде (Оксфордшир). Ей было 85 лет. Причиной смерти стали осложнения после перенесенной простуды. Писательницу похоронили на кладбище Святой Марии в деревне Чолси. Единственная дочь Кристи, как и ее знаменитая мать, также прожила 85 лет. Умерла 28 октября    2004 года в графстве Девон.

В 2000 году дом Агаты Кристи в поместье Гринвей был передан в Фонд по охране культурных памятников National Trust. 8 лет для посетителей были доступны только сад и лодочный домик. А в 2009 открыли и дом, который подвергся масштабной реконструкции. В 2008 году Мэтью Причард в кладовке ее дома обнаружил 27 аудиокассет, на которых Агата Кристи на протяжении 13 часов рассказывает о своей жизни и творчестве. Однако мужчина сообщил, что не собирается публиковать все материалы. По его словам, некоторые монологи его бабушки имеют интимный и отчасти сумбурный характер. В 2015 году поклонники творчества великой писательницы отметили 125-летний юбилей Агаты Кристи. В Великобритании это событие обрело национальные масштабы. Даже спустя столько лет после смерти писательницы ее произведения продолжают публиковать миллионными тиражами.

 

Цитаты из произведений А. Кристи:

Умные не обижаются, а делают выводы.

Жизнь во время путешествия – это мечта в чистом виде.

Нет ничего утомительнее человека, который всегда прав.

Каждый убийца, вероятно, чей-то хороший знакомый.

Женщины редко ошибаются в своих суждениях друг о друге.

Свобода стоит того, чтобы за нее бороться.

   

 

Просмотров: 135 | Добавил: biblio | Рейтинг: 5.0/1
Форма входа
Уважаемые читатели!
Текст сообщения *:

Квест к 100 - летию Становлянской ЛОСС "Таинственными тропами родной Мещёрки"
Информация
Внимание!
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0